Рус | Eng

Супермаркет нового поколения: никаких касс, очередей и суровых секьюрити

Супермаркет нового поколения: никаких касс, очередей и суровых секьюрити

В один прекрасный момент магазины лишились продавцов, предоставив покупателям возможность самим брать товар, изучать его, взвешивать. Первый такой супермаркет открылся в 1916 году, получив колоритное название «Вертлявый поросенок». В 1995-м мир узнал, что для шопинга вовсе не нужно куда-либо выходить: можно просто заказать все необходимое себе домой через Интернет. И вот на пороге уже 2017 год, который обещает очередные грандиозные преобразования в сфере шопинга и торговли. На этот раз – с помощью Интернета вещей.

Новый уровень самообслуживания

Проникновение IoT-технологий в супермаркеты и торговые центры уже началось. Вспомнить хотя бы мобильные приложения для считывания штрихкода продуктов – в развитых странах ими пользуются уже не первый год. Или RFID-системы, позволяющие отслеживать местонахождение любого товара в торговом зале в режиме реального времени. Не забудем и об интерактивной наружной рекламе. Яркий ее пример – прошлогодние билборды Lexus, оснащенные технологией считывания марки автомобиля и способные в зависимости от полученных данных показывать разную рекламу.

Все эти технологии впечатляют, каждая по-своему. Но в то же время они – лишь часть того, что можно сделать с помощью Интернета вещей. Одной из первых это доказала компания Amazon. В конце 2016 года она открыла инновационный продуктовый супермаркет Amazon Go, в котором нет касс, обслуживающего персонала и охранников. Зато есть технология Just Walk Out, позволяющая покупателю осуществлять плату автоматически на выходе из магазина без помощи кассира.

Со стороны система работает достаточно просто. Клиент скачивает приложение, заходит в магазин, предварительно авторизовавшись. Для этого нужно отсканировать выведенный на экране смартфона QR-код на специальном турникете. Далее вы можете приступать к шопингу и брать с полок все, что душе угодно. Выбранные товары будут отображаются на экране смартфона. Закончив с покупкой, вы просто спокойно идете на выход – деньги снимутся с вашей кредитной карты автоматически. Вам не придется стоять в очереди, ждать пока вас рассчитают, или проходить фейс-контроль особо недоверчивого охранника. Согласитесь: не шопинг, а просто мечта.

Пока Amazon Go работает в тестовом режиме только для сотрудников компании. Но создатели обещают отрыть первый магазин для широкого круга потребителей уже в начале этого года. Если это произойдет – привычный нам способ делать покупки изменится так же, как это произошло после появления «Вертлявого поросенка» в 1916 году.

Сам себе режиссер по-шведски

Пока Amazon все еще тестирует свое детище и обещает перемены, шведский программист Роберт Элиасон уже воплотил в жизнь часть этих обещаний еще в прошлом году. В своем родном городке Виксин он открыл полностью автономный магазинчик без кассиров и охранников.

Супермаркет нового поколения: никаких касс, очередей и суровых секьюрити - 1

В этом супермаркете продается только самое необходимое – продукты питания и предметы личной гигиены для взрослых и детей. Двери торгового зала всегда закрыты на замок. Его разблокировка происходит с помощью мобильного приложения, которое Роберт написал сам. Попав внутрь, покупатель может взять любой товар с полок, предварительно отсканировав его штрихкод, после чего спокойно уйти. Счет за покупки придет уже в конце месяца.

На первый взгляд кажется, что вся эта система слишком сильно держится на добром слове. Но она работает. Виксин – маленький городок, и круглосуточный магазин без очередей здесь актуален как никогда. Но он будет востребован не только там. Представьте, если у вашего дома вдруг появится такое заведение. Вам больше не придется бежать за хлебом в соседний квартал или дальше, если вы живете далеко от центра. Удобнее этого – разве что заказывать продукты на дом.

Кстати, шанс, что автономный магазин все же появится у вашего дома, тоже есть. По крайней мере, Роберт Элиасон всерьез намерен создать сеть таких супермаркетов, попутно улучшая принцип их работы.

Супермаркет с дополненной реальностью

Супермаркет нового поколения: никаких касс, очередей и суровых секьюрити - 2

Еще одна новинка в мире ритейла. Магазин недавно открылся в Милане, доказав, что «супермаркет будущего» – это не просто слова. Для начала продукты здесь рассортированы по ингредиентам. Например, рядом с бутылками вина продается сразу же виноград, а возле консервированных овощей – их свежие «собратья».

Но самое главное – здесь установлены светоотражающие экраны. Поднесите к нему интересующих вас товар – и перед вами появится вся необходимая информация: цена, состав, пищевая ценность, наличие аллергенов и даже подробный путь продукта от производителя до прилавка. Таким образом создатели магазина надеются помочь посетителям составлять максимально здоровый рацион для себя. При этом отказываться от персонала здесь не спешат – кассы функционируют как обычно.

Умная корзина для покупок

Своеобразный взгляд на процесс покупок демонстрируют японские разработчики. Компания Panasonic создала, например, умную корзину. Она способна сама считать количество товаров, выбранных покупателем, и выводить общую стоимость покупок. В довершении всего корзина самостоятельно упакует все купленные товары в пакеты. Покупателю останется только заплатить за них.

При этом полный отказ от обслуживающего персонала разработчики считают нецелесообразным, считая, что в Японии магазин – это место для общения в том числе, а не только для покупок. Поэтому в Panasonic уверены, что «супермаркет будущего», который разрабатывает Amazon, в их стране точно не приживется.

Правы ли они – покажет время. А пока можно сказать одно: «супермаркеты будущего» – это не просто некое абстрактное понятие, а вполне реальный факт. Современные IoT-технологии уже меняют привычные нам торговые залы, и дальше нас ждет еще больше глобальных и интересных преобразований в этом направлении.

Назад
Другие новости