Рус | Eng

Индустрия 4.0 наступает, или Как Интернет вещей меняет сектор машиностроения

Индустрия 4.0 наступает, или Как Интернет вещей меняет сектор машиностроения

Эксперты в один голос предсказывают скорое наступление четвертой промышленной революции (называемой еще Индустрией 4.0). И одна из ее основных движущих сил – Интернет вещей. Уже сейчас он круто меняет не только процесс производства, но даже самые основы ведения бизнеса, предлагая предпринимателям новые возможности и идеи. Особенно сильно IoT-технологии влияют на сектор машиностроения.

Новые тренды

По прогнозу новостного портала Business Insider, к 2020 году к Интернету будет подключено 34 млрд устройств. Из них только 10 млрд составят носимые мобильные гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и фитнес-трекеры. Большая часть из оставшихся 24 млрд, по мнению экспертов, придется на промышленные умные устройства. Причем они будут выполнять самые разные функции – от мониторинга состояния оборудования до бизнес-аналитики и проверки качества сервиса.

Но не стоит обманываться словом «будет». Внедрение умных устройств в промышленное производство – и в первую очередь в машиностроение – уже сегодня идет полным ходом. Пока эти процессы еще не обрели планетарных масштабов. Но даже того, что происходит сейчас, достаточно, чтобы стимулировать начало преображения отрасли машиностроения в целом.

Изменения происходят даже на уровне бизнес-модели. Традиционно машиностроительные компании занимались исключительно производством конкретного вида техники и оборудования, не предоставляя никаких дополнительных услуг. Теперь же направление их работы смещается в сторону сервисного обслуживания.

Яркий тому пример – корпорация Boeing. Еще в 2004 году она заключила долгосрочный сервисный контракт с одним из своих заказчиков. Теперь она не только поставляет клиенту купленные им самолеты С-17, но и обеспечивает их полное техническое обслуживание. Для этого используется специальная система датчиков, которая регулярно мониторит состояние самолетов и извещает представителей Boeing о возникновении неполадок. Результат превзошел все ожидания. За 7 лет (с 2004 по 2011 год) стоимость летного часа самолетов С-17 сократилась на 29%, что позволило клиенту компании сэкономить более 1 млрд долларов. Да и сама Boeing получила выгоду, снизив за это время свои операционные затраты на 64 млрд долларов.

Подобные сервисы есть и у других крупных компаний. Особое внимание этому уделяют производители автомобилей, которые с помощью технологии Connected Car стремятся превратить легковой автомобиль в своеобразный индивидуальный центр обслуживания. Предполагается, что машины будут сами следить за своим состоянием, заранее напоминая пользователю о необходимости сменить масло, подкачать колесо или заменить прокладку. Кроме того, умные автомобили будут отслеживать ближайшие парковки и заправки, сообщать о магазинах и прочих полезных точках, расположенных по маршруту следования. Концепты таких машин уже представили компании BMW, Volvo, Toyota и др.

Изменения в области производства

Машиностроение – одна из первых отраслей промышленности, в которую проникли технологии Интернета вещей. Разные корпорации используют их по-разному, во всех случаях добиваясь потрясающих результатов.

Так, известная всем компания Harley Davidson благодаря усовершенствованной технологии производства каждый мотоцикл теперь собирает в течение шести часов, а не трех недель, как это происходило ранее. Осуществляется все с помощью технологий от компаний Cisco и Rockwell Automation, позволяющих автоматизировать весь процесс, параллельно отслеживая качество сборки готовой модели. Также при производстве используются специальные радиометки, с помощью которых каждая модель мотоцикла выходит с конвейера уже настроенная под требования будущего владельца. Все это в итоге принесло Harley Davidson значительную финансовую выгоду – акции компании с 2009 по 2015 год выросли в 7 раз.

Оригинальное решение для применения Интернета вещей нашла компания Mercedes. С помощью технологии SAP HANA она тестирует качество и надежность всех своих двигателей. Технология представляет собой систему из датчиков, которые устанавливаются на двигатели. Они анализируют его работу в реальном времени, проверяя сразу 3000 различных показателей в секунду.

Не обходят технологии Интернета вещей и предприятия, расположенные в странах СНГ. В этом смысле один из самых ярких примеров – компания «БелАЗ». Она среди прочего начала оснащать все свои грузовики онлайн-системой для проверки важных показателей, таких как давление в шинах, нагрузка по осям и т.д. С помощью этих данных водители могут определить степень нагрузки транспортного средства и эффективнее планировать графики технического обслуживания.

Назад
Другие новости