25 сентября 2018 / Время работы: 10:00-18:00

Транспорт будущего в России. Возможности, перспективы и первые шаги

Транспорт будущего в России. Возможности, перспективы и первые шаги

Пионеры самолетостроения братья Райт в начале 1900-х предсказывали, что на развитие авиации потребуется не меньше 50 лет. Но уже через 15 лет воздушные суда поступили на вооружение армий. А с 1918 года наступил золотой век авиации, когда было разработано множество инноваций и построено сотни новых самолетов.

Сейчас наступает новая эра в наземном транспорте: мы видим электромобили, гиропоезда и подземную скоростную систему Hyperloop. Новости о них кажутся цитатами из фантастических романов. Но если не забывать о скорости прогресса, то, вероятно, уже в 2030 году транспорт будущего придет во все мегаполисы мира.

Участвует ли Россия в инновациях и что из транспорта будущего мы сможем увидеть и опробовать в ближайшие несколько лет? Читайте в нашем обзоре!

Экологичные автобусы

Многие страны переводят общественный транспорт на электродвигатели, чтобы уменьшить шум и смог в мегаполисах. Россия — в их числе.

Активнее всего общественный электротранспорт внедряют в Москве и Санкт-Петербурге; есть инициативы и в других городах: Новосибирске, Курске, Севастополе, Тамбове, Ростове-на-Дону. В Москве программа самая масштабная: до 2021 ГУП «Мосгортранс» будет покупать 300 электробусов каждый год, а с 2021 года планирует пополнять транспортный парк только ими. На улицы выйдут машины и импортного, и отечественного производства.

Электробусы могут быть как со статической зарядкой, так и с динамической. Вторые внешне похожи на троллейбусы и могут работать от городской сети, но параллельно с этим идет зарядка аккумулятора, который позволяет работать автономно. Поэтому маршрут такого транспорта должен обязательно включать улицы, оборудованные троллейбусными линиями.

Модели электробусов, разрабатываемые в России:

  • электробус на базе низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292;
  • опытный электробус Тролза-5265.02;
  • электробус КамАЗ-6282.

До сентября в Москве планируется запустить несколько электробусов производства ЛиАЗ на маршрут М2 «Фили — ст. м. Китай-город».

Беспилотный общественный транспорт

Автомобили и автобусы, управляемые компьютером, помогут снизить число ДТП и решить проблему пробок. В России ведутся разработки и испытания такого транспорта.

Первый опыт принадлежит компании Cognitive Technologies. В феврале 2015 года она совместно с КамАЗом разработала проект беспилотного грузовика и провела его тестирование.

Transport buduschego v Rossii. Vozmozhnosti, perspektivyi i pervyie shagi 1

А в 2017 году на территории в технопарке «Калибр» (Москва) прошли первые испытания беспилотного автобуса «Matrёshka». Он может перевозить пассажиров и грузы и работать в качестве коммунальной техники.

Российские компании Cognitive Technologies, «Яндекс» и институт «МИСиС» разрабатывают программное обеспечение для беспилотных авто. Уже выпущена система C-Pilot — помощник водителя, которую планируется усовершенствовать и научить полностью автономному управлению.

Есть и первый опыт внедрения беспилотников в городе. К футбольному чемпионату мира в Казани запустили «Шатлы» – автономные автобусы производства КамАЗ. Для них построили отдельную закрытую трассу длиной 650 метров.

«Яндекс» тоже планирует открыть трассу для беспилотников. Она будет соединять полигон и офис компании (расстояние около 6 км). Открытие намечено на 2019 год. В планах — выпустить беспилотные авто на дороги Москвы.

Российские беспилотные автобусы:

  • «Matrёshka» (Volgabus и Bakulin Motors Group). Работает на электричестве; заряда аккумулятора хватает на 130 км. Полная зарядка занимает четыре часа. Техническая скорость автобуса превышает 100 км/ч, но беспилотную скорость ограничили 20 км/ч.
  • «Шатл» (КамАЗ). Максимальная скорость — 40 км/ч. Может развозить пассажиров на заранее определенные остановки, которые загружены в электронную систему. Пассажир может управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей. Кузов выполнен из композита, рама изготовлена с использованием алюминиевых материалов.

Внедрение машин без водителей требует нового законодательства, а также создания подробных дорожных карт. Данные о действующих на дороге ограничениях и расположенных вблизи объектах лучше закладывать в программу заранее: это убережет беспилотник от ошибочного распознания объектов и, соответственно, от аварий. В Москве над такой картой уже работает команда МосгортрансНИИпроекта во главе с Александром Поляковым.

Сверхскоростные поезда Hyperloop

2 августа 2017 года команда Hyperloop One сообщила, что впервые протестировала в условиях технического вакуума капсулу XP-1 — будущий вагон сверхскоростного поезда. Это новый концепт, который, по словам автора идеи Илона Маска, должен стать «пятым транспортом» после поезда, самолёта, автомобиля и корабля. Вторая фаза испытаний была оценена как успешная.

Конструкционно Hyperloop — нечто вроде надземного трубопровода, из которого откачан воздух, а внутри перемещаются капсулы с пассажирами. Они будут двигаться со скоростью от 480 до 1220 км/ч — до десяти раз быстрее, чем остальной наземный транспорт.

Transport buduschego v Rossii. Vozmozhnosti, perspektivyi i pervyie shagi 2

Если проект реализуют, то однажды вакуумные поезда появятся и в России. Сейчас самым вероятным называют строительство ветки Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино (Приморский край) протяженностью 65 км.

Построить такую линию без государственной поддержки невозможно, но в России к идее относятся позитивно. В январе 2017 года Минтранс РФ анонсировал создание рабочей группы, которая будет заниматься развитием технологии Hyperloop в России. Также в нашей стране есть несколько крупных инвесторов, вложившихся в проект.

Солнечные авто

Можно ли создать автомобиль, не нуждающийся в заправке? Над этим работают инженеры по всему миру, и пока самый популярный концепт — машина на солнечных батареях. Рабочие модели уже предлагали компании Honda и частные изобретатели.

В Политехническом университете Петра Великого в Санкт-Петербурге работают над проектом первого солнечного авто в России. Рабочее название проекта — SOL. Машина сможет развить скорость до 150 км/ч, а ее вес не превысит 200 кг.

Гиропоезда

Решить проблему пробок, создав несколько уровней движения, пытались многие инженеры. Но самый необычный концепт предложил Дахир Семенов — предприниматель российского происхождения, основатель конструкторской компании Dahir Insaat (Турция). Он разработал проект гирокара — поезда, который скользит по рельсу над автодорогой.

Гирокары Dahir Insaat оснащены гироскопами, которые поддерживают баланс благодаря маховику. Поэтому гирокар может двигаться по рельсу, возвышающемуся над дорогой всего на 2 см, при этом салон будет находиться на высоте нескольких метров. Хорошая идея для мегаполиса: крупное транспортное средство, которое занимает только разделительную полосу между рядами.

Переговоры о пилотном проекте Dahir Insaat ведет с Катаром и Дубаем. Если тот окажется успешным, возможно, гиропоезда смогут прийти и в Россию.

Назад
Другие новости
Следите за новостями