27 марта 2019 / Время работы: 10:00-18:00

Искусствоведение будущего: смарт-музеи с IoT-устройствами

Искусствоведение будущего: смарт-музеи с IoT-устройствами

Различные онлайн-туры, бесплатные виртуальные выставки и тревел-шоу набирают популярность, из-за чего люди не стремятся посещать музеи. Так, если за 2016 год самый популярный музей мира – Лувр – принял около 9 млн посетителей, то в 2018-м им заинтересовались всего 7 млн. И это при том, что в 2014 году посещаемость главного французского музея была на уровне 11 млн человек.

Подстроиться под изменения культурной динамики помогут цифровые технологии. О том, как использовать Интернет вещей, чтобы повысить популярность музеев, – далее в статье.

IoT поможет улучшить сервис музея

Привлекательность выставки в глазах посетителей зависит от двух показателей: уникальности коллекции и знаменитости авторов. Датчики помогут понять, какие зоны галереи наиболее популярны среди гостей и какие конкретно произведения привлекают больше всего внимания. К примеру, инфракрасные датчики движения определяют тепловые объекты в радиусе нескольких метров. С их помощью можно фиксировать позиции в музее, в которых собирается наибольшее количество людей.

Российским галереям после громкой кражи картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи необходимо задуматься и об усилении безопасности своих экспонатов. Игорь Морозов, зампред Комитета Совета Федерации по культуре, образованию и науке, считает, что в охранную систему музея обязательно должны входить видеокамеры, которые отслеживают происходящее во всех помещениях, а также датчики движения, реагирующие на активность в непосредственной близости от картин.

Также для улучшения сервиса в музее можно использовать систему распознавания лиц. Сейчас их в основном используют в государственных целях: например, чтобы ловить преступников. Однако такую технологию можно использовать для распознавания эмоций на лицах посетителей. Данные, собранные с видеокамер со встроенными датчиками, потом может обработать нейросеть.

По такому принципу работает система Merlin от 20th Century Fox, которая определяет потенциальную аудиторию фильмов. Данная программа работает на базе искусственного интеллекта: система анализирует кадры картины, сравнивает их с другими фильмами и прогнозирует, какой аудитории они могут понравиться.

IoT Conference:

Интернет вещей поможет превратить данные в ценный конкурентный ресурс

Данные, собранные с посетителей, позволят не только улучшить сервис, но и обеспечить конкурентное преимущество. Благодаря обработке информации, полученной с датчиков, можно сформировать предпочтения потенциального рынка. Музей может подстраивать текущую коллекцию к этим прогнозам, проектируя при этом предстоящие выставки.

Также данные, сгенерированные в одном музее, можно сравнивать с данными его конкурентов. В каком музее на посетителей оказывается наибольшее эмоциональное воздействие? Как долго картины одного и того же автора рассматривают в разных залах? Какие залы предпочитают посетители: просторные или маленькие? Эта информация поможет оценить, как сторонние факторы (местоположение, бренд музея, размеры залов и т. д.) влияют на посещаемость музея.

Подключенные гаджеты – инструмент для создания интерактивных экспозиций

Музейные экспонаты, оборудованные дополнительными девайсами, привлекают больше посетителей. В этом убедились и в крупнейшем мировом музее декоративно-прикладного искусства и дизайна – Музее Виктории и Альберта во время выставок David Bowie Is и Pink Floyd: their Mortal Remains.

В эти экспозиции организаторы интегрировали аудиовизуальные технологии Sennheiser и мобильные интерактивные элементы. В результате лондонскому музею удалось побить рекорды по количеству посетителей предыдущих выставок.

Cisco, американский разработчик сетевого оборудования, полагает, что следующему поколению посетителей необходим опыт взаимодействия с высокими технологиями.

«Долгосрочный цифровой успех требует всеобъемлющей цифровой стратегии, а не традиционного краткосрочного проектно-ориентированного подхода. Это требует дорожной карты для стратегических инвестиций в IТ, соответствующих потребностям и целям музея», – отметил Пол Гарви, специалист из Cisco.

Интернет вещей поможет музеям выдержать конкуренцию с цифровой средой. С этим согласен и министр по делам культурного наследия Великобритании Майкл Эллис, который поддержал инициативу по оцифровке экспонатов в Музее естествознания: «Нужно раскрывать творческую силу технологий, чтобы охватить новую аудиторию и обеспечить процветание культурного сектора в эпоху новых технологий».


Узнайте больше о применении IoT на международном форуме «Интернет вещей»,
который состоится 27 марта в Москве.

Купить билет

Назад
Другие новости
Следите за новостями